Задвижка – это запорно-регулирующая арматура, которая очень часто используется в трубопроводных системах разных промышленных объектов. Защелками очень просто пользоваться, служат они долго, но только при правильной эксплуатации, которой иногда пренебрегают. Поэтому они могут выходить из строя гораздо раньше, чем предусматривает срок эксплуатации. Однако еще одним преимуществом задвижек является их доступность к ремонту, причем неоднократного. В этом материале подробнее о том, как правильно проверять их, как за ними ухаживать и что делать при разных поломках, связанных с ними.

Обслуживание и профилактика работы задвижек

Перед тем как говорить о ремонте, стоит сказать, что лучшая защитная мера от любой поломки – эксплуатация по правилам и своевременная профилактика, которая заключается в следующих мерах:

  • Проверять защелку нужно хотя бы раз в месяц перед тем, как запуск оборудования очистит поверхности от накипи и других частиц.
  • Шток заслонок с выдвижным шпинделем нужно вовремя смазывать, а потому и проверять хотя бы раз в 1-2 месяца.
  • Более частого осмотра требует сальник, так как из-за его порчи сразу теряется герметичность, что приводит к утечке.

Если говорить о правильной эксплуатации, то здесь только нужно соблюдать технику безопасности, инструкции по использованию оборудования, а также полностью открывать и закрывать затвор, не оставляя его в промежуточных положениях. Это тоже будет хорошей мерой профилактики, так как если затвор не открывается до конца, не закрывается или застревает на пути между этими двумя положениями, это точно говорит о неполадках.

Как отремонтировать задвижку

Чтобы отремонтировать защелку, сначала нужно разобраться, что привело к ее поломке. Только определив причину, можно понять, что нужно сделать, чтобы решить проблему и не позволить ей появиться снова.

Первым шагом ремонта всегда будет перекрытие части трубопровода с дефектом, чтобы ничто не помешало поискам. Далее начинается проверка на самые распространенные виды неполадок.

Причины неисправностей

1. Неполное перекрытие потока/текания в системе. Если появились следы протекания, значит, нужно искать причину разгерметизации потока. Необходимо посмотреть, плотно ли скреплены все части трубопровода, нет ли царапин и сколов на затворе или корпусе защелки. Также причиной могут быть не механические повреждения, а накипь и засор. Тогда делают притирку, а уплотнители, затворы и корпус зачищаются алмазными пастами – от крупнозернистой до полировочной. Но нужно помнить, что даже идеально обработанный шлифовальным методом затвор со временем все же испортится, герметичность снова будет нарушена.

2. Протекание по штоку. Протекание вещества по штоку говорит, что он плохо уплотнен. Сальниковую набивку, используемую в качестве уплотнителя, вообще нужно регулярно менять и не ждать, когда она окончательно разрушится и случится протекание. Однако замена уплотнителя иногда не решает проблему, и это говорит о локализации коррозии в штоке. Коррозия тоже появляется из-за почти полного износа уплотнителя. И, если уже начались разрушающие шток процессы, одной уплотнительной замены мало. Здесь нужно полностью его менять.

3. Маховик защелки не возвращается. Заедание маховика также часто возникает из-за недостаточного внимания к оборудованию. Нужно тщательно следить за состоянием заслонок, регулярно заниматься их обслуживанием и открывать чаще раза в год. Дело в том, что накипь, образующаяся на прокладке, постепенно блокирует затвор. Его заклинает и поэтому возвращать его вручную становится почти невозможно. Столкнувшись с этим, нельзя пытаться силой раскрутить маховик и стучать по штоку, так как это может привести к серьезным дефектам и поломкам. Здесь нужно аккуратно снять крышку, затем почистить корпус и диск. Обработка заканчивается поэтапной шлифовкой пастами разной степени зернистости, от наибольших фракций до самых мелких.

4. Маховик возвращается, но поток не перекрывается. Не редкость и такая ситуация, при которой маховик сам по себе двигается исправно, но он ничем не управляет и поток не перекрывается. В этом случае можно говорить об обрыве затвора. Особенно это характерно для оборудования с выдвижным шпинделем, сильно изношенным.

Тогда здесь можно говорить либо о сносе «кулачка» штока, который и фиксирует затвор, либо о срыве резьбы на направляющей гайке. «Кулачок» можно заменить или приварить, а вот испорченную гайку следует сразу менять.

Если шток невыдвигаемый, то ремонт, скорее всего, будет невозможен. Здесь гайка изнашивается чаще, а вытащить ее для замены можно.

Задвижки – важные детали трубопровода, которые могут прослужить очень долго, если за ними правильно ухаживать. Но определить, какие методы обслуживания им больше подойдут, можно только изучив все разновидности и их модификации. Это же поможет и правильно подобрать способы ремонта, которые тоже отличаются друг от друга. Знание часто случающихся поломок, методов их устранения, а также мер профилактики задвижек позволит обеспечить им отличную работу на весь срок службы.